На нашем сайте заработал калькулятор расчета стоимости проектирования. Рассчитайте стоимость своего проекта!

Для чего нужен футляр трубопровода


    Главная >> Блог "Проектирование" >> Для чего нужен футляр трубопровода

Футляр для трубопроводов представляет собой трубную конструкцию, внутри которой находится рабочая труба. Диаметр гильзы для трубопровода принимается больше диаметра проектируемой сети. Технология укладки трубы в футляре предусматривает в первую очередь монтаж гильзы, в которую протаскивается рабочая труба. Для протаскивания используются опорно-направляющие кольца. Они надеваются на рабочую трубу, обеспечивая ее размещение по центру гильзы. Ее концы герметично заделываются с помощью просмоленных материалов, битума, эластичных материалов.

Для чего нужна гильза для трубопровода

Прокладка трубопровода в футляре необходима для обеспечения функций:

  • защита. При подземной прокладке коммуникаций на трубопровод действуют динамические нагрузки от транспортных средств. Гильза трубопровода защищает трубные участки от механического воздействия с сохранением несущих характеристик материала трубы;
  • быстрая ремонтопригодность. При возникновении аварийной ситуации в виде утечек в трубе, проходящей через автодорогу, возможна замена поврежденной сети без вскрытия асфальтобетонного покрытия. Достаточно найти концы гильзы, демонтировать существующий участок, протащить в нее новую трубу;
  • предотвращение попадания воды на поверхность земли. Концы футляров заделываются герметично, поэтому при утечке вода собирается внутри гильзы. Оперативная ликвидация аварии позволит в этом случае избежать подтопления территории.

Обязательна ли установка гильз

Подземная прокладка инженерных сетей проектируется на основании нормативных документов. Необходимость использования футляров определена действующими нормами проектирования, зависит от размещения проектируемых коммуникаций на местности. Своды правил, используемые для разработки проекта на укладку сетей водоснабжения, водоотведения, отопления, газоснабжения, прописывают условия, при которых применение гильзы является обязательным.

В соответствии с нормами и правилами строительства подземных коммуникаций гильза для трубопроводов используется в местах пересечения инженерных сетей с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами, в местах прохода через стены, фундаменты зданий и сооружений, при пересечении труб между собой.

Виды и характеристики футляров для труб

В зависимости от назначения инженерных коммуникаций различаются виды футляров:

  • для водопровода;
  • для канализации;
  • для теплоснабжения;
  • для газопровода.

Каждый вид имеет особенности, обеспечивающие безопасную и надежную эксплуатацию наружных сетей. Помимо общих требований прокладки футляров под действующими автодорогами, трамвайными, железнодорожными путями, гильза для трубопровода водоснабжения должна устанавливаться при пересечении с канализационными трубами при невозможности монтажа водопроводных сетей выше канализации. Длина гильзы должна быть не менее 2м в каждую сторону от точки пересечения. Также при строительстве сетей в застроенной части городов рекомендуется устанавливать гильзу для защиты труб от существующих корней деревьев и прочей растительности. Ее диаметр для трубопроводов водоснабжения должен быть не менее, чем на 200 мм больше наружного диаметра рабочей трубы.

При выборе труб для укладки футляра на канализационной линии необходимо соблюдать требования:

  • обеспечение герметичности;
  • диаметр гильзы больше размера рабочей трубы не менее, чем на 200мм;
  • заделка межтрубного пространства цементно-песчаным раствором. Забутовка футляров трубопроводов должна обеспечить прочность и сохранность круглой формы поперечного сечения рабочей трубы.

Гильзы для трубопроводов отопления следует применять в местах пересечений с автомобильными и железными дорогами. Длина футляра принимается длиной не менее 3м в каждую сторону от границы пересечений. Гильзы для стальных трубопроводов при прохождении трассы через электрифицированные железнодорожные и трамвайные пути должны быть защищены от блуждающих токов. В этом случае обязательным разделом проектной документации является раздел электрохимзащиты труб. Если водопровод, канализация, газопровод пересекаются с теплотрассой и расположены выше ее по высоте, то для каждой из сетей необходимо в проекте учесть футляр трубопровода длиной не менее 2м в каждую сторону от точки пересечения.

При устройстве футляров для газопроводных трубопроводов концы гильз уплотняются диэлектрическим материалом. С одной стороны гильзы устанавливается трубка для контроля за утечкой газа в межтрубном пространстве.

При проектировании каждого вида коммуникаций в местах прохода труб через стены зданий и сооружений необходимо предусмотреть установку гильзы. Пространство между рабочей трубой и гильзой заделывается просмоленной паклей, эластичным материалом. Зазор между стеной и стенкой гильзы необходимо заполнить бетоном или раствором на всю толщину конструкции. Диаметр гильзы определяется расчетом, минимальный размер кольцевого зазора между рабочей трубой и гильзой не менее 10мм. Край футляра должен быть в одном уровне с конструкцией.

По технологии укладки различают два типа:

  • закрытый способ. Монтаж осуществляется без нарушения целостности асфальтобетонного покрытия. Применяется при строительстве сетей в условиях застроенной части городских территорий;
  • открытый способ. Сопровождается производством земляных работ с монтажом гильзы в траншее, протаскиванием в нее рабочей трубы. Используется в новом строительстве при отсутствии стесненных условий.

Футляр для труб под дорогой. Назначение

Гильза для трубопровода, установленная под дорогой, предназначена для сохранения несущей способности рабочей трубы в условиях повышенной нагрузки от движущегося транспорта. Гильза выполняет роль защитной конструкции, которая предотвращает прямое воздействие на трубопровод, защищает его от давления грунта, вибрации, трения, перераспределяя нагрузку на футляр. Также она предохраняет наружные поверхности труб от внешних повреждений.

Нормами проектирования предусмотрены условия прокладки гильз при пересечении автодорог. Пересечение осуществляется под углом 90 градусов, гильза укладывается перпендикулярно полотну дороги. В стесненных условиях допустимо пересекать автодорогу под углом не менее 60 градусов.

В последние годы органы местного самоуправления городов и поселков согласовывают прокладку гильз под автодорогами закрытым способом без вскрытия существующего покрытия и закрытия движения. В этом случае сначала производится бурение футляра, в который протаскивается рабочая труба.

Материалы для изготовления футляров и гильз для труб

Футляр трубопровода может быть запроектирован из стальных или полимерных труб. Выбор материала гильзы производится исходя из следующих факторов:

  • материал рабочей трубы;
  • глубина заложения трубопровода;
  • вид пересекаемой преграды. Под железнодорожными путями допустимо использовать только стальные трубы.

Для полиэтиленовых труб могут применяться гильзы из полимерных материалов. Перед тем, как заложить в проект полиэтиленовую гильзу, необходимо проверить ее несущую способность. При больших глубинах, в условиях увеличенного давления грунта, полиэтилен не сможет обеспечить сохранение круглого сечения. Труба футляра приобретает эллипсовидную форму. Эта деформация может привести к разрушению рабочей трубы.

Для стальных труб, при больших глубинах заложения рабочих труб используется гильза из стали. Он обеспечивает прочность, неизменность поперечного сечения, надежность защитного кожуха. Для увеличения срока эксплуатации в условиях постоянного контакта с грунтом проектом предусматривается антикоррозионная защита стальных труб.

Заказать проектирование трубопроводов в Москве и Московской области Вы можете:


А так же связавшись с нашим on-line консультантом.
Проектное бюро "МСО-7".

Яндекс.Метрика